Программа включает учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», которые дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Программа «Рисунок» включает ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Программа «Живопись» строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следует знакомство с темами «Фигура человека», «Гризайль».
В программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Учебный предмет «Композиция» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Содержание учебного предмета «Композиция» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации программы «Основы академического рисования» составляет 3 года: 1 год – 216 часов, 2 год – 216 часа, 3 год – 216 часа. Занятия проводятся 3 раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа, с перерывом 10 минут. Возраст учащихся первого года обучения – 11-14 лет.
Учебно-тематический план по предмету «Живопись»
Первый год обучения
№ | 
Наименование темы | 
Вид учебного занятия | 
Максимальная учебная нагрузка | 
Теоретическая часть | 
Практическая работа | 
|||||
| 
 | 
I полугодие | 
|||||||||
| 
 | 
1. | 
Вводная беседа о живописи | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
||||
| 
 | 
2. | 
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
||||
| 
 | 
3. | 
Приемы работы гуашью | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
||||
| 
 | 
4. | 
Нюанс | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
||||
| 
 | 
5. | 
Световой контраст (ахроматический контраст) | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
||||
| 
 | 
6. | 
Цветовая гармония. Полярная гармония. | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
||||
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
30 | 
8 | 
22 | 
||||
| 
 | 
II полугодие | 
|||||||||
| 
 | 
1. | 
Трехцветная и многоцветная гармония | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
||||
| 
 | 
2. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
4 | 
2 | 
2 | 
||||
| 
 | 
3. | 
Трехцветная и многоцветная гармония | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
||||
| 
 | 
4. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
||||
| 
 | 
5. | 
Цветовой контраст (хроматический) | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
||||
| 
 | 
6. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
||||
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
40 | 
12 | 
28 | 
||||
| 
 | 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
70 | 
20 | 
50 | 
||||
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Второй год обучения
| 
 | 
Наименование темы | 
Вид учебного занятия | 
Максимальная учебная нагрузка | 
Теоретическая часть | 
Аудиторное задание | 
I полугодие | 
|||||
1. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
2. | 
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
3. | 
Гармония по насыщенности | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
4. | 
Контрастная гармония | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
5. | 
Световой контраст (ахроматический). Гризайль. | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
6. | 
Гармония по светлоте и насыщенности | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
10 | 
24 | 
II полугодие | 
|||||
1. | 
Фигура человека | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
2. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
3. | 
Гармония по насыщенности и светлоте | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
4. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
5. | 
Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | 
занятие | 
4 | 
2 | 
2 | 
6. | 
Гармония по общему цветовому тону и светлоте | 
занятие | 
4 | 
1 | 
3 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
12 | 
28 | 
| 
 | 
ИТОГО | 
 | 
74 | 
22 | 
52 | 
Третий год обучения
| 
 | 
Наименование темы | 
Вид учебного занятия | 
Максимальная учебная нагрузка | 
Теоретическая часть | 
Аудиторное задание | 
I полугодие | 
|||||
1. | 
Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
2. | 
Гармония по общему цветовому тону и светлоте | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
3. | 
Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
4. | 
Фигура человека | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
5. | 
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности(на ненасыщенных цветах) | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
8 | 
26 | 
II полугодие | 
|||||
6. | 
Гармония по общему цветовому тону | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
7. | 
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
8. | 
Гармония по общему цветовому тону и светлоте | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
9. | 
Гармония по светлоте | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
8 | 
32 | 
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
74 | 
16 | 
58 | 
Учебно-тематический план по предмету «Рисунок»
Первый год обучения
№ | 
Наименование раздела, темы | 
Вид учебного занятия | 
Общий объем времени (в часах) | 
|||
Макси-мальная учебная нагрузка | 
Теор.матери-ал | 
Практическая часть | 
||||
I полугодие | 
||||||
| 
 | 
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
|
1.1. | 
Вводная беседа о рисунке как виде изобразительного искусства. Основы построения графического изображения. | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
|
1.2. | 
Построение с натуры. Постановка из 2простых по форме предметов. Графические изобразительные средства. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
|
1.3. | 
Рисунок простых плоских предметов. Зарисовки бабочек на листе. Выполнение криволинейных линий и штриховки. Симметрия. Асимметрия | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
|
1.4 | 
Правила и этапы рисунка с натуры. Рисунок натюрморта на нейтральном фоне. | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
|
1.5 | 
Правила и этапы рисунка с натуры. Рисунок натюрморта на контрастном фоне. | 
занятие | 
12 | 
6 | 
6 | 
|
| 
 | 
 | 
 | 
30 | 
12 | 
18 | 
|
II полугодие | 
||||||
| 
 | 
Раздел 2. Линейный рисунок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
|
2.1. | 
Рисунок натюрморта из предметов, напоминающих геометрические тела. | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
|
2.2 | 
Натурная постановка из предметов быта и цветов. | 
занятие | 
4 | 
2 | 
2 | 
|
| 
 | 
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень | 
 | 
 | 
 | 
 | 
|
3.1. | 
Линейные зарисовки геометрических предметов. Линейная перспектива | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
|
3.2. | 
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
|
3.3. | 
Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
|
| 
 | 
Раздел 4. Тональный длительный рисунок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
|
4.1. | 
Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
|
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
12 | 
28 | 
|
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
70 | 
24 | 
46 | 
|
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Второй год обучения
№ | 
Наименование раздела, темы | 
Вид учебного занятия | 
Общий объем времени(в часах) | 
||
Максимальная учебная нагруз-ка | 
Теор.материал | 
Практическая часть | 
|||
I полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | 
 | 
 | 
 | 
 | 
1.1. | 
Рисунок натюрморта с натуры "Осень" | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
| 
 | 
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень | 
 | 
 | 
 | 
 | 
2.1. | 
Рисунок гипсового орнамента на фоне однотонной драпировки. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
2.2. | 
Несложный тематический натюрморт с натуры. | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
2.3. | 
Рисунок натюрморта из крупных предметов на плоскости пола. | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
2.4. | 
Натюрморт из двух драпировок, различных по текстуре и толщине . | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
8 | 
26 | 
II полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 3. Линейный рисунок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
3.1. | 
Рисунок складок свисающей ткани. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
| 
 | 
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | 
 | 
 | 
 | 
 | 
4.1. | 
Живописный рисунок. Фактура и материальность. | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
| 
 | 
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
5.1. | 
Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу. | 
занятие | 
14 | 
2 | 
12 | 
5.4. | 
Контрольный постановочный натюрморт. | 
занятие | 
8 | 
2 | 
6 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
8 | 
32 | 
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
74 | 
16 | 
58 | 
Третий год обучения
№ | 
Наименование раздела, темы | 
Вид учебного занятияПорядковый номер занятия | 
Общий объем времени (в часах) | 
||
Максимальная учебная нагрузка | 
Теор.материал | 
Практическая часть | 
|||
I полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | 
 | 
 | 
 | 
 | 
1.1. | 
Тематический натюрморт «Грибы» | 
занятие | 
2 | 
1 | 
1 | 
| 
 | 
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
2.1. | 
Рисунок гипсового орнамента. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
2.2. | 
Конструктивное построение тел вращения. | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
2.3. | 
Гипсовый орнамент. Асимметрия в работе над гипсовым орнаментом с натуры. | 
занятие | 
14 | 
2 | 
12 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
7 | 
27 | 
II полугодие | 
|||||
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок. | 
|||||
2.4. | 
Рисунок интерьерной постановки. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
2.5. | 
Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
Раздел 3. Тональный длительный рисунок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
3.1. | 
Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
3.2 | 
Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону. | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
3.3 | 
Конструктивное построение натюрморта из геометрических тел. | 
занятие | 
2 | 
- | 
2 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
8 | 
32 | 
| 
 | 
 | 
 | 
74 | 
15 | 
59 | 
Учебно-тематический план по предмету «Композиция»
Первый год обучения
№ | 
Наименование раздела, темы | 
Форма проведения | 
Общий объем времени (в часах) | 
||
Максимальнаяучебная нагрузка | 
Теоретический материал | 
Аудиторные занятия | 
|||
1 год обучения Ι полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 1. Основы композиции станковой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
1.1. | 
Вводная беседа об основных законах и правилах композиции | 
занятие | 
2 | 
2 | 
 | 
1.2. | 
Равновесие основных элементов композиции в листе | 
занятие | 
4 | 
2 | 
2 | 
| 
 | 
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
2.1. | 
Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета | 
занятие | 
4 | 
2 | 
2 | 
2.2. | 
Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
Раздел 3. Сюжетная композиция | 
 | 
 | 
 | 
 | 
3.1. | 
Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
 | 
 | 
30 | 
10 | 
20 | 
1 год обучения ΙI полугодие | 
|||||
3.2. | 
Ритм в композиции станковой | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
3.3. | 
Композиционный центр в композиции станковой | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
3.4. | 
Выразительные средства композиции станковой | 
занятие | 
16 | 
2 | 
14 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
6 | 
34 | 
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
70 | 
16 | 
54 | 
Второй год обучения | 
|||||
2 год обучения Ι полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 1. Цвет в композиции станковой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
1.1. | 
Ограничение цветовой палитры в живописной композиции | 
занятие | 
16 | 
2 | 
14 | 
| 
 | 
Раздел 2. Сюжетная композиция | 
 | 
 | 
 | 
 | 
2.1. | 
Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) | 
занятие | 
18 | 
2 | 
16 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
4 | 
30 | 
2 год обучения IΙ полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 3. Декоративная композиция | 
 | 
 | 
 | 
 | 
3.1. | 
Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | 
занятие | 
6 | 
2 | 
4 | 
3.2. | 
Трансформация и стилизация изображения | 
занятие | 
14 | 
2 | 
12 | 
3.3. | 
Декоративная композиция натюрморта | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
3.4. | 
Стилизация изображения животных | 
занятие | 
10 | 
2 | 
8 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
8 | 
32 | 
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
74 | 
12 | 
62 | 
Третий год обучения | 
|||||
3 год обучения Ι полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 1. Сюжетная композиция | 
 | 
 | 
 | 
 | 
1.1. | 
Пейзаж, как жанр станковой композиции | 
занятие | 
12 | 
2 | 
10 | 
| 
 | 
Раздел 2. Цвет в композиции станковой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
2.1. | 
Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей | 
занятие | 
22 | 
2 | 
20 | 
| 
 | 
 | 
 | 
34 | 
4 | 
30 | 
3 год обучения IΙ полугодие | 
|||||
| 
 | 
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
3.1. | 
Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику | 
занятие | 
40 | 
4 | 
36 | 
| 
 | 
 | 
 | 
40 | 
4 | 
36 | 
| 
 | 
ИТОГО: | 
 | 
74 | 
4 | 
36 |