Программа включает учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», которые дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Программа «Рисунок» включает ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Программа «Живопись» строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следует знакомство с темами «Фигура человека», «Гризайль».
В программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Учебный предмет «Композиция» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Содержание учебного предмета «Композиция» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации программы «Основы академического рисования» составляет 3 года: 1 год – 216 часов, 2 год – 216 часа, 3 год – 216 часа. Занятия проводятся 3 раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа, с перерывом 10 минут. Возраст учащихся первого года обучения – 11-14 лет.
Учебно-тематический план по предмету «Живопись»
Первый год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Теоретическая часть |
Практическая работа |
|||||
|
I полугодие |
|||||||||
|
1. |
Вводная беседа о живописи |
занятие |
2 |
1 |
1 |
||||
|
2. |
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. |
занятие |
2 |
1 |
1 |
||||
|
3. |
Приемы работы гуашью |
занятие |
2 |
1 |
1 |
||||
|
4. |
Нюанс |
занятие |
2 |
1 |
1 |
||||
|
5. |
Световой контраст (ахроматический контраст) |
занятие |
12 |
2 |
10 |
||||
|
6. |
Цветовая гармония. Полярная гармония. |
занятие |
10 |
2 |
8 |
||||
|
|
|
|
30 |
8 |
22 |
||||
|
II полугодие |
|||||||||
|
1. |
Трехцветная и многоцветная гармония |
занятие |
6 |
2 |
4 |
||||
|
2. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
4 |
2 |
2 |
||||
|
3. |
Трехцветная и многоцветная гармония |
занятие |
6 |
2 |
4 |
||||
|
4. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
6 |
2 |
4 |
||||
|
5. |
Цветовой контраст (хроматический) |
занятие |
10 |
2 |
8 |
||||
|
6. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
8 |
2 |
6 |
||||
|
|
|
|
40 |
12 |
28 |
||||
|
|
ИТОГО: |
|
70 |
20 |
50 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй год обучения
|
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Теоретическая часть |
Аудиторное задание |
I полугодие |
|||||
1. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) |
занятие |
6 |
2 |
4 |
3. |
Гармония по насыщенности |
занятие |
2 |
1 |
1 |
4. |
Контрастная гармония |
занятие |
10 |
2 |
8 |
5. |
Световой контраст (ахроматический). Гризайль. |
занятие |
2 |
1 |
1 |
6. |
Гармония по светлоте и насыщенности |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
34 |
10 |
24 |
II полугодие |
|||||
1. |
Фигура человека |
занятие |
8 |
2 |
6 |
2. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
8 |
2 |
6 |
3. |
Гармония по насыщенности и светлоте |
занятие |
6 |
2 |
4 |
4. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
8 |
2 |
6 |
5. |
Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. |
занятие |
4 |
2 |
2 |
6. |
Гармония по общему цветовому тону и светлоте |
занятие |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
40 |
12 |
28 |
|
ИТОГО |
|
74 |
22 |
52 |
Третий год обучения
|
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Теоретическая часть |
Аудиторное задание |
I полугодие |
|||||
1. |
Контрастная гармония (на насыщенных цветах) |
занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Гармония по общему цветовому тону и светлоте |
занятие |
8 |
2 |
6 |
3. |
Контрастная гармония (на насыщенных цветах) |
занятие |
2 |
1 |
1 |
4. |
Фигура человека |
занятие |
12 |
2 |
10 |
5. |
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности(на ненасыщенных цветах) |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
34 |
8 |
26 |
II полугодие |
|||||
6. |
Гармония по общему цветовому тону |
занятие |
10 |
2 |
8 |
7. |
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах |
занятие |
12 |
2 |
10 |
8. |
Гармония по общему цветовому тону и светлоте |
занятие |
12 |
2 |
10 |
9. |
Гармония по светлоте |
занятие |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
40 |
8 |
32 |
|
ИТОГО: |
|
74 |
16 |
58 |
Учебно-тематический план по предмету «Рисунок»
Первый год обучения
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
|||
Макси-мальная учебная нагрузка |
Теор.матери-ал |
Практическая часть |
||||
I полугодие |
||||||
|
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка |
|
|
|
|
|
1.1. |
Вводная беседа о рисунке как виде изобразительного искусства. Основы построения графического изображения. |
занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.2. |
Построение с натуры. Постановка из 2простых по форме предметов. Графические изобразительные средства. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
|
1.3. |
Рисунок простых плоских предметов. Зарисовки бабочек на листе. Выполнение криволинейных линий и штриховки. Симметрия. Асимметрия |
занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Правила и этапы рисунка с натуры. Рисунок натюрморта на нейтральном фоне. |
занятие |
8 |
2 |
6 |
|
1.5 |
Правила и этапы рисунка с натуры. Рисунок натюрморта на контрастном фоне. |
занятие |
12 |
6 |
6 |
|
|
|
|
30 |
12 |
18 |
|
II полугодие |
||||||
|
Раздел 2. Линейный рисунок |
|
|
|
|
|
2.1. |
Рисунок натюрморта из предметов, напоминающих геометрические тела. |
занятие |
8 |
2 |
6 |
|
2.2 |
Натурная постановка из предметов быта и цветов. |
занятие |
4 |
2 |
2 |
|
|
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень |
|
|
|
|
|
3.1. |
Линейные зарисовки геометрических предметов. Линейная перспектива |
занятие |
6 |
2 |
4 |
|
3.2. |
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов |
занятие |
8 |
2 |
6 |
|
3.3. |
Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности |
занятие |
6 |
2 |
4 |
|
|
Раздел 4. Тональный длительный рисунок |
|
|
|
|
|
4.1. |
Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах |
занятие |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
|
40 |
12 |
28 |
|
|
ИТОГО: |
|
70 |
24 |
46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй год обучения
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени(в часах) |
||
Максимальная учебная нагруз-ка |
Теор.материал |
Практическая часть |
|||
I полугодие |
|||||
|
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами |
|
|
|
|
1.1. |
Рисунок натюрморта с натуры "Осень" |
занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень |
|
|
|
|
2.1. |
Рисунок гипсового орнамента на фоне однотонной драпировки. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
2.2. |
Несложный тематический натюрморт с натуры. |
занятие |
2 |
1 |
1 |
2.3. |
Рисунок натюрморта из крупных предметов на плоскости пола. |
занятие |
12 |
2 |
10 |
2.4. |
Натюрморт из двух драпировок, различных по текстуре и толщине . |
занятие |
12 |
2 |
10 |
|
|
|
34 |
8 |
26 |
II полугодие |
|||||
|
Раздел 3. Линейный рисунок |
|
|
|
|
3.1. |
Рисунок складок свисающей ткани. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
|
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность |
|
|
|
|
4.1. |
Живописный рисунок. Фактура и материальность. |
занятие |
12 |
2 |
10 |
|
Раздел 5. Тональный длительный рисунок |
|
|
|
|
5.1. |
Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу. |
занятие |
14 |
2 |
12 |
5.4. |
Контрольный постановочный натюрморт. |
занятие |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
40 |
8 |
32 |
|
ИТОГО: |
|
74 |
16 |
58 |
Третий год обучения
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятияПорядковый номер занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Теор.материал |
Практическая часть |
|||
I полугодие |
|||||
|
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами |
|
|
|
|
1.1. |
Тематический натюрморт «Грибы» |
занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок. |
|
|
|
|
2.1. |
Рисунок гипсового орнамента. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
2.2. |
Конструктивное построение тел вращения. |
занятие |
12 |
2 |
10 |
2.3. |
Гипсовый орнамент. Асимметрия в работе над гипсовым орнаментом с натуры. |
занятие |
14 |
2 |
12 |
|
|
|
34 |
7 |
27 |
II полугодие |
|||||
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок. |
|||||
2.4. |
Рисунок интерьерной постановки. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
2.5. |
Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
Раздел 3. Тональный длительный рисунок |
|
|
|
|
3.1. |
Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся |
занятие |
12 |
2 |
10 |
3.2 |
Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону. |
занятие |
10 |
2 |
8 |
3.3 |
Конструктивное построение натюрморта из геометрических тел. |
занятие |
2 |
- |
2 |
|
|
|
40 |
8 |
32 |
|
|
|
74 |
15 |
59 |
Учебно-тематический план по предмету «Композиция»
Первый год обучения
№ |
Наименование раздела, темы |
Форма проведения |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальнаяучебная нагрузка |
Теоретический материал |
Аудиторные занятия |
|||
1 год обучения Ι полугодие |
|||||
|
Раздел 1. Основы композиции станковой |
|
|
|
|
1.1. |
Вводная беседа об основных законах и правилах композиции |
занятие |
2 |
2 |
|
1.2. |
Равновесие основных элементов композиции в листе |
занятие |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Цвет в композиции станковой |
|
|
|
|
2.1. |
Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета |
занятие |
4 |
2 |
2 |
2.2. |
Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
Раздел 3. Сюжетная композиция |
|
|
|
|
3.1. |
Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
30 |
10 |
20 |
1 год обучения ΙI полугодие |
|||||
3.2. |
Ритм в композиции станковой |
занятие |
12 |
2 |
10 |
3.3. |
Композиционный центр в композиции станковой |
занятие |
12 |
2 |
10 |
3.4. |
Выразительные средства композиции станковой |
занятие |
16 |
2 |
14 |
|
|
|
40 |
6 |
34 |
|
ИТОГО: |
|
70 |
16 |
54 |
Второй год обучения |
|||||
2 год обучения Ι полугодие |
|||||
|
Раздел 1. Цвет в композиции станковой |
|
|
|
|
1.1. |
Ограничение цветовой палитры в живописной композиции |
занятие |
16 |
2 |
14 |
|
Раздел 2. Сюжетная композиция |
|
|
|
|
2.1. |
Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) |
занятие |
18 |
2 |
16 |
|
|
|
34 |
4 |
30 |
2 год обучения IΙ полугодие |
|||||
|
Раздел 3. Декоративная композиция |
|
|
|
|
3.1. |
Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. |
занятие |
6 |
2 |
4 |
3.2. |
Трансформация и стилизация изображения |
занятие |
14 |
2 |
12 |
3.3. |
Декоративная композиция натюрморта |
занятие |
10 |
2 |
8 |
3.4. |
Стилизация изображения животных |
занятие |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
40 |
8 |
32 |
|
ИТОГО: |
|
74 |
12 |
62 |
Третий год обучения |
|||||
3 год обучения Ι полугодие |
|||||
|
Раздел 1. Сюжетная композиция |
|
|
|
|
1.1. |
Пейзаж, как жанр станковой композиции |
занятие |
12 |
2 |
10 |
|
Раздел 2. Цвет в композиции станковой |
|
|
|
|
2.1. |
Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей |
занятие |
22 |
2 |
20 |
|
|
|
34 |
4 |
30 |
3 год обучения IΙ полугодие |
|||||
|
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) |
|
|
|
|
3.1. |
Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику |
занятие |
40 |
4 |
36 |
|
|
|
40 |
4 |
36 |
|
ИТОГО: |
|
74 |
4 |
36 |